вторник, 25 марта 2014 г.

Винтажная BMW из Северо-Американской Коллекции: M1 Procar

















В 1978 году BMW начали выпускать M1, известную многим как крестный отец всей линейки Motorsport. Тираж составлял всего лишь 456 экземпляров, которые были проданы на очень выгодных условиях и специальных предложениях, чтобы увеличить численность гоночных автомобилей M1. Как бы там ни было, M1 стал настоящим подарком для публики; никто изначально не планировал начинать его производство. Последние изменения в Group 5 означали, что BMW теперь станет производить уличные версии прототипа этого автомобиля, созданного для ежедневной езды. Joseph Neerpasch, в то время директор BMW Motorsport, хотел увидеть претворение в жизнь им задуманное. Неудача старта продаж машины во многом определила и его судьбу (M1 всегда был "один"), однако, возможно, именно эти неудачи в самом начале пути M1 и привели нас сейчас к одному из самых уникальных гоночных автомобилей в истории.

Изначально запланированная для гонок Group 5 World Sportscar Championship, M1 потерпела неудачу, так как в 1977 году правила были изменены: автомобили, участвующие в этих гонках, должны были быть построены под Group 4, перед тем как автомобиль коснется их асфальта. Творческий ум, работавший над проектом M1, Neerpasch решил, что вместо того чтобы прекращать программу, он создаст гоночную версию M1, построенную на Group 4. Согласно требованиям FISA, 400 автомобилей - минимальное количество, необходимое для участия в гонках, таким образом, BMW могли убить двух зайцев одним выстрелом.
Так на свет появилась M1 Procar Championship. Идея Neerpasch заключалась в том, чтобы поставить водителей разных гоночных дисциплин на один трек. Водители были переведены из Formula One в World Sportscar Championship, в European Touring Car Championship и так далее. Это оказалось трудной задачей. Neerpasch пришлось звонить главе легендарной March Engineering Max Mosley. Пост, который занимал Mosley: член Formula One Constructors Association, означал, что в его возможности входило убедить своих коллег по F1 выделить конструкторов для поддержки BMW. В свою очередь, серия M1 Procar сможет оказать нужную помощь Европейской F1.
Результат не заставил себя долго ждать: правила серии были изменены. Победители каждого заезда смогут заработать очки и денежные призы, а победитель всей серии будет иметь возможность забрать домой свой, теперь уже собственный автомобиль M1. В то время как множество водителей было приглашено на гонки, гонщики Формулы-1 зарабатывали верх - именно им были отданы первые пять мест в стартовых позициях. Эти пять позиций, конечно же, будут использованы M1 Procars BMW, а остальные водители будут гоняться в квалифицированных заездах, чтобы определить свои стартовые позиции. И, хотя некоторым пилотам Формулы-1 не разрешалось конкурировать с такими командами как Ferrari, Renault, Michelin, эта серия во многом принесла в мир одни из самых известных имен в истории гонок Procar: Нельсон Пике, Ники Лауда, Ханс-Йоахим Стак, Ален Прост, Эмерсон Фиттипальди и Марио Андретти.
Сами автомобили были построены абсолютно идентично. Британская Формула Два команда Project Four, Osella and Cassani Racing, создали M1 Procar, чтобы конкурировать в серии с заводскими автомобилями BMW Motorsport. Машины были переделаны под правила Group 4. Удивительно, но некоторые атрибуты были разделены с идущей в "ногу" коллегой по трассе M1 Procar.
Теперь легендарный стальной блок M88, принесший славу M1, стоковым M5 и M6, был изменен Paul Rosche для серии Procar. Автомобиль приобрел турбонаддув, 6-цилиндровый мотор, 3,5 литровый двигатель и мощность 490 лошадиных сил и уши-разрывающие 9200 оборотов. КПП, еще с машин ежедневного пользования, делали уже достаточно выносливыми, чтобы справляться с дополнительными нагрузками. Подвеска получила новые тормоза и более поворотливую рулевую рейку. Эти изменения позволили M1 Procar развивать скорость свыше 190 м/ч (305 км/ч).
Конечно же, на таких скоростях аэродинамика играет одну из важнейших ролей, так что автомобиль был сразу же оснащен большим рассекателем воздушного потока, а также огромным антикрылом сзади. Для того чтобы была возможность поставить массивные 11" и 12,5" широкие колеса, были расширены крылья. Шины Goodyear: 10,5" на переднюю ось и 14" на заднюю. Интерьер автомобиля был специально упрощен до приборов первой необходимости с важными показателями, чтобы обеспечивать водителям всю полноту информации во время гонок. Таким образом, конечная масса автомобиля была снижена до 2860 фунтов (1297 кг).
Гоночная серия занимала два сезона: в 1979 году и в 1980 году. Ники Лауда завоевал чемпионат серии 1979 года, заняв первые места в восьми гонках. В сезоне 1980 года победу одержал Нельсон Пике, который выиграл 3 из 9 гонок против таких команд, как: GS Tuning, Eggenberger Racing, Schintzer Motorsport и Sauber. К декабрю 1980 M1 достигли нужных цифр омологаций, то есть турбированные 900-сильные монстры смогли, наконец-то, быть выпущены.
BMW начали купаться в славе Formula One с Bradham, но их боевой настрой понемногу начал угасать. BMW создали лишь два экземпляра Group 5 M1s. Остальные были выпущены в свет, благодаря внешним источникам, таких как March, но без желания удовлетворить необходимое количество производства. К 1982 году правила FISA для M1s были переписаны снова. Автомобиль участвовал в гонках только в 70-х годах, и ему никогда не была предоставлена возможность по-настоящему "растянуть свои ноги". Однако это совсем не значит, что это машина с "пустой" историей. Сегодня M1 фигурирует в качестве одного из самых великих спортивных автомобилей своего времени. Его управляемость и по сей день остается надёжнее любого из конкурентов. Легенда M1 Procar Championship все еще жива в качестве основного из достижений BMW.
Как самые настоящие фанаты BMW, Andrew и я чувствовали честь, стоя рядом с таким автомобилем, к сожалению, одного из немногих, оставшихся сегодня на ходу. В рамках программы BMW NA Vintage Collection, он участвовал в исторических гонках по всей стране. Наш "тет-а-тет" с этой BMW оставил неизгладимое впечатление. Я очень расстроен тем, что вы сможете увидеть ее только на моих фотографиях, а не вживую, во всей красе. Как бы там ни было, благодаря BMW, автомобиль продолжает жить, и мы можем поделиться с вами его замечательной историей.


















Отдельное спасибо Bill Cobb, Bobby Rahal и BMW Северной Америки за разрешение на съемку Vintage Collection.


Перевод: Anastasia Zvonkova